Интервью самому себе-2: скандалы, перспективы и уход из Online-1 — Счастье спряталось и хихикает за углом

Интервью самому себе-2: скандалы, перспективы и уход из Online-1

В этом году мы публикуем интервью с автором журнала несколько запоздало, именины, как и прочие новогодние праздники, уже отгремели. И даже «переходной» период подошел к концу, начались суровые рабочие будни. Именно им, большей частью, и посвящено наше интервью.

Что интересного произошло в вашей жизни с момента нашей последней беседы?

По меньшей мере, я стал на год старше – мне уже 29. Я реализовал свою давнюю мечту – подкачал мышцы, причем, как в прямом, так и в переносном смысле, а главное – научился ценить время, свое и людей вокруг. Мне этого очень не хватало.

Несмотря на общепринятое мнение, на самом деле все люди желают друг другу добра – это самая главная вещь, которую я осознал за этот год. Да, правда и то, что себе они хотят хоть на чуточку больше добра, чем другим. От этого никуда не денешься, такова природа всего живого. Но при этом, люди не могут быть злыми долго. Вся человеческая культура, искусство, основы цивилизации, включая быт и систему продуктивного производства и распределения благ – всё это направлено на то, что бы взрастить в каждом из нас стремление к добру, к чему-то хорошему. И, должен вам сказать, это даёт свои положительные плоды.

Главным событием года в карьерном плане стал для меня, конечно же Online-1. Чего только стоит один сайт украинского Евровидения-2011. Сайт стал самым успешным украинским веб-проектом в сфере шоу-бизнеса конца прошлого года. При «нулевом» бюджете на маркетинг и продвижение в первый месяц сайт посетило 360 000 пользователей. Это были люди, которые практически жили на этом сайте – нам писали и рассказывали по телефону о том, как фанаты Евровидения ставили будильник на 2, 4 часа ночи, а потом на 6 и 8 часов утра, чтоб только проверить комменты к постам и новостям финалистов конкурса, а также воспользоваться правом проголосовать раз в 2 часа за своего «фаворита». Кому-то это может показаться наивным, но в нашей стране много людей, которые живут украинским шоу-бизнесом, активно интересуются жизнью наших звезд и слушают исключительно отечественную музыку. И это хорошо.

Но вместе с тем, Online-1 может послужить примером того, как сочетание нескольких стратегических просчетов, отсутствие налаженной коммуникации и «человеческий фактор» (всякие там эмоции, обиды, нереализованные амбиции и прочее) могут повредить даже самой продуктивной и талантливой команде, работающей над самой гениальной идеей. Все мы, кто работает в Интернет-индустрии, вдохновлены такими личностями как Марк Цукерберг, Сергей Брин, Стив Дожбс, и даже – Билл Гейтс. Мы ищем новые возможности там, где другие видят только трудности, нас этому учили. Но при этом мы часто склонны забывать, что один в поле не воин.

Никто из названных персон не смог бы успешно реализовать задуманное, если бы не научился прежде быть частью команды, общаться, делиться и хорошими, и плохими эмоциями. Плохими эмоциями тоже нужно уметь делиться, те, кто не умеет это делать, в результате всегда проигрывают. Много команд на моих глаза рушилось, потому что люди накапливали в себе негатив, а потом неумело выплескивали его на окружающих. Не всегда легко говорить через силу, говорить там, где легче было промолчать, но и молчать тоже нужно уметь. Все люди склонны преувеличивать свои силы и собственную значимость в проекте, и приуменьшать силы и значимость остальных – это заложено в природу человека. И только общение дает возможность уравновесить самооценку, понять и принять свою роль, президентами все не станут, но и размазни да мямли никому не нужны.

Если есть желание, стремление к победе, любой кризис может быть преодолен. И это стремление есть у главного инициатора Online-1, что очень важно. Этот проект будет успешен, я в этом уверен.

Почему вы так верите в успех этого предприятия, даже несмотря на то, что отказались принимать в нем участие?

Телевидение, медиа стоят на пороге новой эры, свидетельства грядущего прихода которой сейчас видны далеко не всем. Возможно – единицам. Этот новый этап развития сейчас находится, возможно, на том уровне, что социальные сети – 10-12 лет назад, а поисковые системы – 15-18 лет назад. Я бы назвал это эпохой супер-реалити шоу. Или более глобально – телеобщество.

Дело в том, что даже лучшие из существующих сегодня на телевидении реалити-шоу, представляют взгляду зрителя псевдо-реальность. Они как бы показывают обычных людей из различных, иногда даже очень необычных, сфер, но при этом упускается из вида тот момент, что на самом деле участники реалити-шоу не находятся в их естественной среде. Точнее, они находятся в измененной естественной среде – этих людей окружают камеры, гримеры, редакторы программ, ведущие. Их жизнь превращается в балаган, и как результат – на экранах появляется наигранность, неестественность. Вначале телезрители не замечали этой наигранности, так как реалити-шоу сделали своеобразный прорыв, к тому времени они казались вершиной реальности, которую может предложить телевидение.

Но с распространением Интернета люди стали больше общаться, больше узнавать о том, что они видят вокруг. И в социальных сетях сами смогли прикоснуться к недоступной до того момента обратной стороне (приватной, непубличной) других людей – далеких и близких. Они получили возможность просматривать чужие семейные фотоальбомы, альбомы с работы и отдыха, как близких так и совершенно незнакомых людей, в том числе звезд и политиков, они могут просматривать видео, обмениваться сообщениями, комментировать. И это создает реальность более прочную, и более насыщенную эмоционально, более вкусную, чем предлагает телевидение. Человек смотрит новогодний концерт с участием Киркорова и говорит жене – «О! Я видел этого чувака в трусах», подразумевая одну из фотографий, случайно подсмотренную в бесконечном медиа-контенте социальной сети. И для него «чувак в трусах» становится более реальным, чем Киркоров на концерте – при полном наряде, окруженный сияющими декорациями.

Используя заранее созданную инфраструктуру социальной сети, суепер-реалити шоу заглянут в каждый дом, отыщут самые волнующие и захватывающие события и как бы без прикрас выдадут на экран. Но будущий успех этих шоу кроется не в этом, это только вершина айсберга. Настоящий, скрытый успех супер-реалити шоу в желании людей нравится, в желании, что б их заметили, похвалили. Успех супер-реалити шоу создадут люди, которые хоть раз почувствовав эйфорию всеобщего внимания к своей персоне – однажды выйдя в эфир на рейтинговом ТВ – захотят снова и снова повторить эти трудно описываемые ощущения. Мы наблюдали такое во время тестовых онлайн-включений с веб-камер во время некоторых ток-шоу на Первом национальном. Но это нужно ощутить самому, или хотя бы посмотреть на это со стороны – как у человека, впервые вышедшего в эфир, горят глаза, как подкатывает адреналин, как меняется голос, звуча сильнее, увереннее, подбодренный всеобщим вниманием и ожиданием. Но настоящие эмоции начинаются уже после эфира – когда тебе начинают звонить давно забытые одноклассники и подруги, когда с тобой начинают здороваться малознакомые тебе соседи, и даже (да, было и такое), тебя начинают узнавать на улице. И этого мы смогли достичь даже при том, что Первый национальный не является самым рейтинговым телеканалом, скажем прямо.

Это ощущение лишь издали сравнимо с тем, что можно было пережить во время самых горячих моментов помаранчевой революции, находясь в самой гуще толпы. Когда ты без зазора и без малейшей тени внутреннего порицания можешь позволить себе ощутить единение с массой – с толпой. С чем-то в миллионы раз более мощным, чем ты сам, и вместе с тем находясь с этой массой в состоянии взаимодействия, а не просто безлико сливаясь с ней, как то происходит во всех без исключения обрядах повседневности. Это мистическое чувство. Тебя ничего не сковывает, ты и они – одно. В такой момент – выступая в прямом эфире на многомиллионную аудиторию – ты всей непосредственностью своего существа ощущаешь, что от тебя многое зависит – именно здесь и сейчас. Мы не будем говорить, насколько это ощущение оправдано, и в кой мере ты действительно влияешь на реальность, но то, что за эти пару минут ты навсегда изменил свое сознание, а значит и всю свою жизнь – это неоспоримый факт.

Скажу тут же, что такое «телевизионное сатори», просветление, сопровождаемое всплеском эйфории, дано пережить не каждому. Оно требует внутренней смелости, полной готовности быть открытым – предельно открытым. Из десятка человек, которых мы успели выпустить в эфир, только трое ощутили на себе полноту эффекта. Еще один важный момент – выход в эфир не должен быть связан с вашей профессиональной деятельностью. Официальные комментаторы, внешние эксперты, выступающие на камеру «по делу», редко способны пережить «телевизионное сатори» – они слишком напряжены и сосредоточены на профессиональных обязанностях. Особо безнадежны лица, занимающие руководящие должности и постоянно живущие под грузом ответственности. Хотя и тут бывают исключения. Всё же – «телевизионное сатори», это очень мощный наркотик.

Это совсем не то же самое, что Интернет. В Интернете вы говорите и показываете что угодно, но еще не факт, что это кто-то будет слушать и смотреть. Телевидение – это огромная площадь, заполненная толпой. Представьте, что вам дали возможность испытать на себе то же самое, что ощущали Наполеон, Гитлер или Сталин обращаясь к многомиллионной массе. Да, в вашем случае вы не услышите миллионные возгласы толпы в ответ, но вы ощутите магию присутствия в каждом доме по всей стране, магию, которую создает телевидение. Так вот, группа, которая сумеет подсадить на этот наркотик достаточное количество людей за считанные годы получит безграничный контроль над сознанием всей нации. Алкоголь, наркотики, грубая сила, и даже манипуляции фактами в СМИ отступят на второй план, не выдерживая натиска силы, рождаемой жаждой каждого быть в центре внимания – хоть на короткие тридцать секунд стать «царём горы», возвысится над ордами безликой массы.

Сейчас это может звучать так же малопривлекательно и непонятно, как если бы двадцать лет назад нам кто-нибудь попытался рассказать, к каким изменениям в нашей жизни приведут такие привычные теперь вещи, как мобильные телефоны со встроенными камерами, компьютеры, Интернет и социальные сети. Я еще хорошо помню то время, когда сам клялся, что ни за что не куплю себе мобильный телефон.

Что вы можете сказать о скандале с Егором Бенкендорфом?

Говорят, что Бенкендорф передал через людей из кабмина некое письмо Дмитрию Носикову. Письмо, скажем так, гневное. И якобы в нем фигурировало мое имя и те направления, которые я вел на Первом национальном и в Online-1. Больше подробностей мне не известно. Но слышал от людей, которым могу доверять, что они своими глазами видели письмо. Поэтому не могу сомневаться в реальности этого документа.

Но сам могу сказать вот что. Несмотря на все неприятные моменты, я очень щепетильно относился ко всем проектам и направлениям, которые вел под свою личную ответственность, пусть таких было и немного. Меньше, чем у других моих коллег. Но во всем, чем я занимался, я уверен на все 100%, и сам могу точно сказать, что ни одно мое действие (или бездействие) не могло послужить причиной конфликта между Бенкедорфом и Носиковым.

И Егор Бенкендорф, и Дмитрий Носиков, да и Алексей Семенов с Валидом Арфушем – все они очень сложные, непростые люди. Все со своими достоинствами, ресурсами, целями и амбициями. Существенный рост рейтингов Первого национального за весь прошедший год, возросшее внимание крупных инвесторов и госчиновников высшего ранга к национальной телекомпании. Всё это показывает, что эти люди могут работать вместе очень эффективно. И я очень и очень сомневаюсь, что у Бенкендорфа хоть что-то могло бы получиться без других членов его команды.

Почти на два месяца вы словно «легли» на дно, даже в ЖЖ практически не появлялись. В чем причина?

Ближе к концу осени 2010 года меня вдруг осенил один факт – я работаю в пиаре и медиа-среде уже ровно 10 лет. И за эти 10 лет у меня ни разу не было настоящего отпуска! Ни разу! Самый длительный отдых – рождественские праздники, да и то каждый раз с перерывами на служебные обязанности. Примерно то же – с творчеством. Уже давно я заметил положительное влияние коротких творческих перерывов – когда месяц или два ты ничего не пишешь. В это время ты можешь много читать, общаться с друзьями, без остановки размышлять на разные темы. А потом возвращаешься к творчеству уже другим человеком, с новыми идеями, а главное – необходимым запасом творческих сил для их реализации.

Это словно путешествие в себя. Для человека, который стремиться открывать новое, боится топтаться на месте, это важный момент. Я и раньше говорил, что не бывает творческих людей с круглогодичной урожайностью – у жизни есть своя весна, лето, осень и зима. Паузы нужны нам для наращивания мышц, накапливания жизненной силы. Теперь я знаю точно, что никогда больше не позволю себе пропустить отпуск – хотя бы две недели абсолютного отдыха в году. Я много суетился, что-то постоянно делал, всё время занимался чем-то полезным, и мне казалось, что это правильно. Но потом, наблюдая за друзьями и коллегами, я заметил, что люди, умеющие отдыхать, способные переключаться, создают более интересные и захватывающие вещи. Для меня это очень важно – чтобы то, чем я занимаюсь, трогало умы людей, вызывало эмоции, и давало нужный заряд к действию.

Сейчас, когда ваш творческий отпуск подходит к концу, чем вы намерены заниматься?

В данный момент идут переговоры о моем участии в новом и довольно необычном медиа-проекте. Хотя в это сложно поверить, но по амбициям инициаторов и объемам инвестиций, он на порядок превосходит Online-1. Это будет крупнейший информационный проект на базе веб-технологий за всю историю украинского Интернета. Если сравнивать со строительным девелопментом, то он сравним с небоскребом Burj Dubai украинского пошива. Финансировать его будет консорциум крупных телекоммуникационных компаний.

В последние десять лет доходы телекоммуникационных компаний существенно росли, и судя по прогнозам аналитиков – намерены расти дальше. Чтобы получить достоверное свидетельство тому, можете просто спросить себя, как изменились за это время ваши затраты на телефон и интернет, включая затраты на мобильные сервисы и онлайн-покупки. Вы увидите, что они существенно возросли. И поверьте, они будут расти еще больше. Так что, кому еще финансировать крупнейший медиа-проект, как не телекому? Ведь среди прочего, они напрямую заинтересованы в росте потребляемого трафика, включая телефонные звонки, смс и ммс.

Накопленный мною опыт позволит с существенно меньшими рисками начать проект. Это то, что больше всего заинтересовало моих потенциальных работодателей. Впрочем, меня все же сдерживают некоторые этические моменты – этот опыт приобретался не мной одним, и он является прямым следствием длительной и унылой работы большой команды специалистов. Так что, если в ближайшее время мне будет сделано предложение со стороны Online-1, я обязательно рассмотрю его, и готов отдать ему предпочтение, даже если финансово это предложение будет менее интересно, чем проект предложенный телекомом. Для меня деньги всегда были очень важны, но никогда не служили решающим фактором.

А что же с вашей книгой?

Книга пишется. Не так легко, как ожидалось, но я твердо намерен закончить ее. Причем таким образом, что бы она была интересна, читалась легко и вызывала приятные эмоции. Обдумывание многих моментов, связанных с персонажами и сюжетными поворотами, отбирает много сил и времени, но книга не будет заумной. Несмотря на то, что посвящена она будет таким вещам как пиар, телевидение, шоу-бизнес, я пишу ее так, что б она была понятна и интересна даже моей 86-летней бабушке, которая всю жизнь безвыездно прожила в глухом селе.

Если вы после университета подались на медийную ниву, но при этом не являетесь представителем такой понятной всем профессии, как журналист, и устали уже объяснять родственникам, в чем же заключается ваша работа – эта книга может вам пригодиться. Достаточно будет принести ее и сказать – вот тут написано про меня, про то, чем я занимаюсь в большом городе. Пусть поплачут и порадуются, если вы, конечно же, не слишком волнуетесь об их сердечном равновесии. Но даже если и так, ничего страшного – слезы очищают.

Моя бабушка всю жизнь прожила, занимаясь тяжелым физическим трудом, практически все время провела на 60-сотковой «фазенде» моего дедушки, без всяких там колхозов и совхозов. Дедушка был бригадир, в семье среди прочего воспитывался ребенок-инвалид – моя покойная тетушка, чьи гены острой имбецильности, наверняка, передались и мне. В общем, жизнь не сахар – основной круг общения – куры, свиньи да корова, дочурка-имбицилка и муж, упивающийся каждый день после работы в усмерть. Старший сын (мой дядя) и младшая дочь (моя мама) были отданы в соседнее село, на воспитание свекрови (моей прабабушке). Единственное проявление светской жизни – бранные ссоры с соседями, да колхозные корпоративы дома по праздникам, с участием местной знати. Но, труд закаляет. В этих условиях, газеты и радио звучали как голос из другого мира. Телесериалы вообще были пережиты как культурный шок.

Сейчас ее мир стал еще теснее, она смотрит телевизор, но плохо слышит и почти ничего не понимает. Но зато, теперь она много читает. Всю прошлую неделю бабушка плакала горькими слезами – каждый вечер глаза красные, словно воспалены. Вначале стали разбираться между собой – отец с матерью, может, кто обидел ее? Старые люди, обидчивые, всякое бывает. Но оказалось, причина в другом – она прочла повесть Петра Панча, книжку, которую я дал ей перед новым годом. И это книга ее так тронула.

Что ни говорите, но раньше умели писать простые, но душевные книги. И эти книги создали всё то хорошее, что у нас сегодня есть. Поэтому я не хочу спешить с книгой, и хочу сделать все качественно. Ведь потом ее кому-то нужно будет читать, тратить свое время, эмоции.

Юрий Карапетян
Ленивая тварь, начисто лишённая амбиций, но при этом жутко завистлив к успехам других. Любит поспать и поесть больше, чем думает о своём будущем. Единственное литературное достижение - сборник рассказов, изданный журналом "Киев", печатным органом Союза писателей Украины в 2006 году (в самом Союзе не состоит, не только потому, что жмотится оплачивать копеечные членские взносы, но ещё и потому, что не отвечает ни одному требованию организации). Исключительно благодаря малому тиражу (25 экземпляров) сборник стал библиографической редкостью, что и составляет единственную его ценность. Хуже всего автору удаются рассказы и повести в жанре научной фантастики, по какой-то совершенно мистической причине именно им он уделяет больше всего творческих сил и времени.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *